Поверия о духах и о почитании священных гор, лесов и камней

Из книги Г.Н.Потанина «Очерки по Северо-Западной Монголии»
Санкт-Петербург, 1883г. Горно-Алтайск, 2005г.

Все обитатели северной Монголии, как сами Монголы и Буряты, так и Урянхайцы и Алтайцы, населяют духами окружающий человека мир природы. Каждая долина имеет своего духа или хозяина, который по-алтайски называется «ээзи[i]«, по-дербютски – сабдык, по-бурятски – хат. От этого хозяина места зависит пользование дарами природы: хозяин таежных местностей дает улов зверей, хозяин степых – урожай скотских кормов. Это наш домовой, только ведению его подлежит не один двор, а целая долина или целая гора со многими на ней долинами, или наконец, даже целая горная система. Человек обязан с почтением относиться к этим духам. Бурят или Алтаец, выехав на перевал, с которого он увидел новую долину, делает либацию духу этой новой долины, а если с ним нет ни вина, ни воды, он накладывает трубку, раскуривает и выбрасывает из нее зажженный табак на воздух. То же самое делается, если с перевала откроется вид на белок или высокую гору; иногда путник, если знает, что с дороги он не увидит уважаемой горы, сворачивает с пути, поднимается на гору из ближайших к дороге возвышенностей и там совершает поклонение горе, распростираясь на земле. Иногда в таких пунктах устраивается небольшое курение: наламывают можжевельник и сжигают на камне, что называется сан или хан.

Представления об ээзи, сабдыках и хатах сливаются с самою природой; хозяин горы или долины и есть сама гора или долина. Житель северной Монголии ожухотворяет часть природы; каждая местность представляется для него живым телом Замечательна в Монголии квалификация географических имен, здесь часто река на своем течении носит несколько имен, как будто цельность реки не ощущается; напротив, одно и то же имя часто дается и реке, и горе, возле нее стоящей, и озеру, возле лежащему, и степи, которая кругом озера расстилается. Так, например, белок Хакира носит одно имя с рекой, которая с него течет; а белок Тюргун дает начало даже двум Тюргунам, текущим в разные стороны. Немного ниже восточный Тюргун уже теряет это имя и получает другое – Шибир, а еще ниже та же река называется Кундлен. У нас река изменяет свое название только от присоединения новых притоков, в Монголии же на изменение названия реки влияет характер местности.

Священные горы, как Алтайцы, так и Улухемские Урянхайцы, ознаменовывают устройством на их вершинах обо из камней или хворосту, на который навешивается ялама: подобным горам молятся о зверином улове. Такие поклонные горы по-алтайски называются «джаик-ту», по-урянхайски «ыдыг-таг». В русском Алтае, по сообщению г.Ядринцева, связенными считаются следующие горы: 1) три горы Кесьпы или Тесьпы на р.Бия (им молятся, когда бывает горячка); 2) гора Рва, в 15 в. от улуса Елейского; 3) гора Бабырган на р.Бия; 4) гора Абыган в вершинах р.Абакана, по словам туземцев – о шести горбах; 5) гора Атын-тау со скалами, носящими название сына и снохи (коледы); 6) гора Белуха, по-алтайски Уч-сюри; 7) гора Яик-ту, в Чуйских белках. В Урянхайской же земле, по собранным нами самими сведениями, одна ыдыкту ледит на левом берегу Хакема близ устья Седзена, а другая – против ее на противоположном берегу Хакема.

У алтайцев упоминается гора Суря; на ней нахоится седалище семи Кудаев, то есть сами богов (Джети-Кудай) и их служителей яючей (Радлов в «Вост.Обозр.», 1882, № 7, стр. 12). Как жилище богов, эта гора соответствует монгольской Сумер-Оле (вар.Сумур-Ола, Сумбур-Ола). Гору Белуху Алтайцы называют Уч-Сюре; если это имя перенесено на землю с неба, то первый член уч – «три» — позволяет видеть в нем название Opiona.


[i] Ту – ээзи – хозяин горы; су – ээзи – хозяин реки; ээлю – хозяин скал или пещер.

Реклама
Заметка | Запись опубликована в рубрике Научные с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Поверия о духах и о почитании священных гор, лесов и камней»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s