О духах и божествах

Из книги А.В.Анохина
«Материалы по шаманству у алтайцев»

Алтайцы выделяют духов в совершенно самостоятельную категорию; духи эти не имеют отношения ни к Улгеню, ни к Эрлику. Человек видит в них своих благодетелей, от которых он получает земные блага, и карателей, потому что за непочтение к себе они насылают болезни.

Благодетельность их выражается в умножении скота, в ниспослании благополучия и здоровья народу, в устранении от людей злых духов (аза, jек).

Кӱн эбирбес, Кӱлер — тум,
Ай эбирбес, Алтын — тум,
Айдап jадар малка пыйан перген,
Киндигибиске кир салбазы кандый?
Кирбигиске jаш салбазы кандый?

Кӱлер — ту (стальная гора) моя, которую не может обойти солнце,
Алтын — ту (золотая гора) моя, которую не может обойти месяц,
Дающая милость на перегонный скот,
Будет ли так, чтобы в пуповину нашу грязь не попадала?
Будет ли так, чтобы на ресницах наших не было слез?

Внешнего образа духов алтайцы не представляют себе ясно; они не знают, кто сам по себе горный дух: человек ли, птица ли, зверь ли. Он им только «внушается» (эбелтип jат).

Духи гор живут не в небесном пространстве, не в нижнем мире, а в земной сфере, в которой живет сам человек. На этом основании духов этой категории алтайцы называют духами воды и земли (jер-су), духами горных ледников (jезим тайка) и духами гор (алтай). Общее название для этих духов — ээ (хозяин) и jезим — ии.

Духи эти строго индивидуализируются и приурочиваются к тому или другому месту — горе, реке, озеру, скале и т.д., являясь, таким образом, духами местными. Поэтому географические названия гор, рек,озер для алтайца являются не простыми названиями, а собственными именами духов. Гора, например, Абу-Кан, озеро Сӱт-Кӧл, река Улемен, скала Ак-кайа и т.д. Суть не только живые существа, но и божества, которым алтаец молится, как существам, способным проявлять свой гнев, посылать свою милость и отвечать на молитвы человека. Человекоподобные, эти существа, подобно человеку, имеют детей. Так, гора Абу-Кан имеет двух дочерей, зовутся они именем Jелбис.

Вот с какой молитвой обращается алтаец к этим божественным существам:

Сӱмер – Улан тайкам,
Сӱт – кӧлӱм, Сӱмер тайкам!
Алтын jаргы перзин,
Агар бажым амыр эткей.

Моя гора Сӱмер – Улан,
Мое озеро Сӱт, моя гора Сӱмер!
Да даст золотое решение,
Седеющую голову мою да сделает спокойной!

А горы, реки, озера в свою очередь отвечают:

Ундулбай, таштабай!
Агар jуртуҥ амыр jатсын!

Не забывай, не оставляй (меня)!
Пусть белый народ твой в мире живет!

Каждая гора, каждое озеро, река и скала имеют свои золотые ворота, золотой дворец, золотую коновязь.

Алтын эжигиҥнеҥ чыгып,
Ай бозогоҥды алтап jадым.
Алтын ӧргӧҥӧ табышсын теп,
Алтын чаккыҥа пулалзын теп.

Выходя из золотых твоих дверей,
Месяц – порог твой преступаю (молю),
Чтоб (жертва) вручилась золотому дворцу твоему,
Чтобы привязалась к золотой коновязи твоей.

Каждый горный дух является владетелем только своего района; между отдельными такими духами такого общения нет.

С другой стороны, каждый род (сӧӧк) алтайцев имеет ту или иную гору, реку, скалу, озеро, которые почитает, как родового своего покровителя, и называет чистым тӧсӧм (ару тӧс). Общее количество родовых тӧсей всех сӧӧков довольно велико, а район их распространяется за пределы Алтая в Монголию (Сӱмер – Улан), на р.Кемчик (Алаш, Сӱт – кӧл) и другие более северные местности р. Енисея (Каным).

Обычай чествования горный тӧсев относится к глубокой древности и поддерживается до настоящего времени. Впрочем, время почитания такого тӧся алтайцы определяют семью поколениями, но самый тӧс создан, когда сотворена была земля.

Jетти ӧбӧкӧ пажырып калган,
Ару тӧзибис Абу-Кан!
Jер пӱдерде jайылып калган тӧзибис.

Семь поколений поклонялись (тебе),
Абу – Хан, наш чистый тӧс!

Духам гор алтайцы приносят жертвы (кобылицу) и брызгают смесью молока и толокна (потко).

Жертвоприношение совершается при полном шаманском ритуале, но всегда на другой день после ӱстӱгӱ (жертвоприношения Улгеню или его сыновьям). Отдельно от ӱстӱгӱ духам гор кровавых жертв не делают.

Служение при жертвоприношении сопровождается специальными шаманскими песнями. Из этих песен видно, что шаман и шаманка, вместе с жертвенными животными и духами: Jайыком, Суйлой, Карлыком – проходят семь препятствий или дверей (сӱргек или пудак). Поэтому песня духам гор носит название Jетти эжиктӱ jерим-сум (земля, вода, мол, имеющие семь дверей).

Реклама
Заметка | Запись опубликована в рубрике Научные с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s